Биография Евгения Леонова
Евгений Леонов – легендарный советский актер, любимец нескольких поколений взрослых и детей. Он был не только талантливым разноплановым артистом, но и невероятно добрым душевным человеком. Леонид Брежнев в шутку предлагал брать Евгения Павловича на международные дипломатические встречи, чтобы у иностранцев складывалось положительное мнение о русском народе. Его мастерство в жанре комедии не вызывало сомнений, но сам Леонов мечтал о ролях драматических и героических. Но не все могли разглядеть в нем задатки трагика, и это, по мнению близких, в конце концов надорвало его сердце.
На фото: Евгений Леонов
Причина смерти Евгения Леонова. Похороны актера
У Евгения Леонова на протяжении последних лет его жизни было больное сердце. В 1988 году актер перенес обширный инфаркт, и пролежал в состоянии глубокой комы 16 дней, врачи практически вернули мужчину с того света. Но Леонов не планировал уходить на покой, ему все еще предлагали роли в кино. После тяжелой операции Евгений Павлович еще за 6 лет снялся в 5 фильмах. Актер умер в 1994 году, у него была сердечная недостаточность. Отрыв тромба – официальная причина смерти Евгения Леонова. Похороны актера состоялись на Новодевичьем кладбище, где сегодня находится его могила.
Детство и юношеские годы
Будущий актер родился в обычной советской московской семье, никак не связанной с миром театра и кинематографа. Отец, Павел Васильевич, трудился инженером на авиазаводе, мать, Анна Ильинична, занималась домашним хозяйством и воспитывала Евгения и его старшего брата Николая. Семья жила достаточно скромно и занимала две небольшие комнаты в коммунальной квартире на Васильевской улице.
Евгений Леонов в детстве
В доме постоянно толпились люди – мама была гостеприимной хозяйкой и душой компании. Талантливая рассказчица, она любую простую историю могла преподнести так, что можно было заслушаться.
Женя рос смешным пухлым парнишкой – он уже тогда был ниже сверстников и напоминал неуклюжего медвежонка. Когда он учился в четвертом классе средней школы № 126, в класс пришли люди с киностудии, которым нужен был именно такой забавный персонаж. Они пригласили мальчика на студию, но в последний момент Женя то ли испугался, то ли застеснялся, но в картине сниматься отказался. С этого момента одноклассники стали называть его «Артистом», да и на самого Леонова посещение киностудии оставило неизгладимое впечатление.
Евгений Леонов с мамой и старшим братом
Через год он записался в школьный драматический кружок, который посещал с огромным удовольствием. А еще через два года началась война, и стало совсем не до театра. Вся семья Леоновых, включая четырнадцатилетнего Женю, работала на авиазаводе, иногда и в две смены. Юноша так уставал, что иногда засыпал на уроках, но все же успешно окончил школу и в 1943 году поступил в авиационный техникум.
Евгений Леонов в юности
Победа была уже не за горами, и Москва постепенно возвращалась к привычной жизни. И Леонова с новой силой потянуло к творчеству – проучившись в техникуме два года, он неожиданно забрал документы и отнес их в Московскую экспериментальную театральную студию под руководством Р.В. Захарова. На экзаменах приемная комиссия поначалу скептически отнеслась к невысокому толстячку с носом-картошкой, который, пыхтя и потея от волнения, декламировал любовную лирику Блока. Но, видимо, что-то привлекло их в этом странном юноше, и Леонов был зачислен на драматическое отделение.
Николай и Евгений Леоновы
Знакомство с Вандой Стойловой
Евгению был 31 год, когда он в составе труппы драмтеатра им. Станиславского поехал на гастроли в Свердловск. После репетиций он с товарищем-актером прогуливался по городу, как на одной из улиц повстречал двух девушек, одна из которых стала его половинкой до конца жизни. Уроженка Свердловска Ванда Стойлова родилась 15 октября 1935 года, то есть, была на 9 лет младше своего будущего мужа.
На время встречи она была студенткой музыкально-педагогического училища, и очень увлекалась литературой, театром и кино. Друг Евгения достал двум девушкам контрамарки на спектакль, а после него Евгений проводил Ванду домой. Через год пара поженилась, а еще через год, в июне 1959-го, у них появился единственный ребенок – сын Андрей.
Включить в рацион белки: как заставить организм проснуться весной
Ученые из Великобритании разработали способ считывания эмоций радиоволнами
Что посеять на рассаду в феврале: цветы, овощи, ягоды, сельдерей, порей
Театральная карьера
Евгений Леонов в начале театральной карьеры (справа)
Одна из самых ярких работ того периода – Лариосик в постановке «Дни Турбиных». Михаил Яншин, который пришел руководить театром на смену Дудину, раньше сам много лет играл Лариосика во МХАТе. Он постоянно критиковал Леонова, говорил, что тот превратил серьезную роль в оперетту. И лишь гораздо позже Яншин все-таки признал, что Евгений Павлович был его самым талантливым учеником.
Евгений Леонов с товарищами по театру
Заслуживает внимания и глубокая характерная роль Креона, царя-тирана в «Антигоне», которая стала ярким примером уникального драматического таланта Леонова. Но таких работ было очень мало, и в 1979 году артист ушел в театр Маяковского, где худруком работал его бывший педагог Андрей Гончаров.
Фото со спектакля «Морской охотник»
Здесь с репертуаром было получше – Евгений Павлович играл Ванюшина в «Детях Ванюшина», Нарокова в «Талантах и поклонниках» и Санчо Пансу в «Человеке из Ламанчи». Но возникла другая проблема – Гончарову не нравилось, что Леонов пропускал спектакли из-за ролей в кино, а когда тот снялся в рекламе рыбы, он и вовсе потерял контроль над собой. В присутствии всей труппы худрук пустил по кругу шапку со словами: «Давайте скинемся деньгами Леонову, раз он так нуждается, что опустился до участия в рекламе». Евгений Павлович очень обиделся, хлопнул дверью и ушел в «Ленком» к Марку Захарову.
На сцене «Ленкома»
Там тоже не все складывалось гладко – Захаров был авторитарный режиссер, и не каждый артист мог с ним сработаться. Но для Леонова главным было находиться на сцене, чувствовать себя сопричастным к волшебному миру театра и получать отдачу от благодарной публики. В «Ленкоме» он сыграл Ламме Гудзака в «Тиле», Иванова в «Иванове», Вожака в «Оптимистической трагедии».
Евгений Леонов в роли молочника Тевье
За роль молочника Тевье в «Поминальной молитве» наш герой был отмечен Государственной премией, а работа над образом Подсудимого в спектакле «Диктатура совести» настолько перевернула душу актера, что он попал в больницу с инфарктом и две недели пролежал в коме. В этом был весь Леонов – он никогда не мог работать вполсилы и весь до остатка отдавался любимой профессии.
Леонов Евгений Павлович
Евгений Леонов был очень предан актёрской профессии, и эта преданность часто граничила с самопожертвованием. Даже своему сыну Андрею, когда тот решил стать актёром, он писал: «Есть только одна цена в искусстве — беспощадность к себе». Будучи студентом, артист проводил в студии по 16 часов в день. Большое влияние на становление Леонова как актёра оказал режиссёр Андрей Гончаров, руководивший их курсом после возвращения с фронта.
Свою творческую деятельность знаменитый актёр начал как артист Московского театра Дзержинского района, где, однако, провёл всего год, сыграв лишь в одном спектакле «Ровесники». В течение двадцати лет, начиная с 1948-го, актёр служил в драматическом театре имени К. С. Станиславского (ныне Электротеатр Станиславский). Актёр рассказывал, что в то время он играл по 40 спектаклей в месяц.
В начале творческой деятельности Евгения Павловича ставили лишь в массовку, а если и давали роли, то они были небольшими. Так, например, он играл слуг, шофёров, поваров. Известным его сделал спектакль «Дни Турбиных» по М. А. Булгакову, премьера которого в драмтеатре была в 1954 году. Актёр сыграл в нём Лариосика из Житомира. После этого актёру начали отводить главные роли: он играл вора Винченцо в «Де Преторе Винченцо», царя Креонта в «Антигоне» и пр.
Параллельно развивалась карьера актёра в кинематографе, которая началась также с небольших ролей и эпизодов. Его дебютом в кино стала короткометражка 1948 года «Карандаш на льду» — экранизация циркового представления знаменитого клоуна Михаила Румянцева по прозвищу Карандаш, где он сыграл дворника. Через год он появился в музыкальной комедии «Счастливый рейс», а ещё через два — в комедийной драме «Спортивная честь».
Запоминающимися стали его роли младшего сержанта милиции Сердюкова в комедии «Улица полна неожиданностей» и Старого года в детском фильме «Снежная сказка». Уже тогда за ним закрепилось амплуа комедийного актёра, которому вполне соответствовала его внешность: полноватый и невысокий (рост Евгения Леонова — 165 см), с добродушной улыбкой и наивным, почти удивлённым взглядом, он неизменно вызывал симпатию у зрителей.
Эксцентрическая комедия «Полосатый рейс» с Евгением Леоновым в главной роли, вышедшая в 1961-м, стала лидером советского кинопроката — за год её посмотрело почти 46 млн зрителей. Его герой, неуклюжий буфетчик Шулейкин, выдававший себя за дрессировщика, принёс ему всесоюзную славу. Но сами съёмки дались актёру непросто, потому что ему приходилось работать напрямую с хоть и дрессированными, но всё же опасными зверями устрашающего вида.
Далее актёр снимался в комедиях «Черёмушки» режиссёра Герберта Раппапорта, «Крепостная актриса» Романа Тихомирова и «Короткие истории» Михаила Григорьева. Знаковой для актёра стала комедия Георгия Данелии 1965 года «Тридцать три», в которой он сыграл технолога Ивана Сергеевича Травкина. Хотя картина 25 лет была под запретом «за высмеивание советской действительности», она стала началом творческого союза актёра и режиссёра.
Данелия называл Леонова своим любимым актёром (наряду с Вахтангом Кикабидзе) и приглашал его во все свои фильмы. В трагикомедии «Мимино» он сыграл фронтовика Ивана Сергеевича Волохова, в «Афоне» — штукатура Колю, и т.д. Примечательно, что в каждой картине Данелии Леонов в том или ином виде пел народную песню «Марусенька», впервые прозвучавшую в фильме «Тридцать три» — настолько она нравилась режиссёру в его исполнении.
Актёрский состав комедии режиссёра Александра Серого «Джентльмены удачи» также подбирался при участии Данелии, который выступал художественным руководителем картины. Леонов исполнил в ней сразу две роли — вора-рецидивиста Сан Саныча Белого по кличке Доцент и доброго и порядочного заведующего детсадом Евгения Ивановича Трошкина (хотя изначально Трошкин задумывался как сотрудник милиции).
Чтобы войти в роль Доцента, актёр посещал Бутырскую тюрьму. Запоминающимся героя делала и его речь — многие фразы Доцента, ставшие крылатыми, придумал режиссёр Александр Серый, ранее сам прошедший через заключение. В образе Трошкина, изображающего Доцента, актёр был увековечен в памятнике, установленном на Мосфильмовской улице (в 2015 году он был украден и сдан в пункт приёма цветных металлов, но уже через год восстановлен).
Актёр также занимался озвучиванием мультфильмов. Именно его глуховатым, хорошо узнаваемым голосом говорит Винни-Пух из советского цикла «Винни-Пух», «Винни-Пух идёт в гости» и «Винни-Пух и день забот». С 1967 по 1975 год актёр снимался в сатирическом киносборнике «Фитиль». С его участием вышло восемь сюжетов, включая такие, как «Тяжёлый случай», «Розыгрыш», «Маляр» (по рассказу Тэффи) и пр.
Между тем, актёр продолжал играть на театральных подмостках. С 1969 по 1972 год он работал в академическом театре им. В. В. Маяковского, где играл главного героя в постановке «Дети Ванюшина». Критики называют его лучшей театральной ролью артиста. Леонов предпочитал не подстраиваться под героев, а привносить в каждый образ свой облик и характер. Именно поэтому никто после него не мог убедительно сыграть Ванюшина-отца.
Из труппы актёр ушёл после конфликта с режиссёром Гончаровым из-за «халтуры» вне театра. «На телеэкране появилась реклама рыбы нототении, которую обаятельно подавал любимец публики Евгений Леонов. Я взорвался. Собрал труппу и произнёс речь. Дескать, костлявая рука голода совсем задушила Евгения Павловича Леонова. Конечно, Женя этого не простил», — делился впоследствии наставник артиста.
С середины 1970-х и до конца своих дней артист работал в Театре им. Ленинского комсомола, где играл в таких спектаклях, как «Тиль», «Синие кони на красной траве», «Диктатура совести» и других. Вершиной его театрального мастерства называют роль молочника Тевье, героя произведений еврейского автора Шолом-Олейхема, в спектакле «Поминальная молитва», за которую он был удостоен Госпремии РФ.
Многие кинороли, особенно в поздней фильмографии Евгения Леонова, отличались особым психологизмом, сочетанием душевной простоты и пороков. К ним причисляют и роль слесаря Харитонова, соседа главного героя Бузыкина (в исполнении Олега Басилашвили) в очередной трагикомедии Данелии «Осенний марафон». Эта картина принесла ему ряд наград, включая Премию итальянских журналистов на 36-м Венецианском кинофестивале.
Среди фильмов конца 1980 годов с актёром в главной роли есть две картины в жанре антиутопии — «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии и «Убить дракона» Марка Захарова. Последней картиной с его участием стала комедия «Американский дедушка». В ней Евгений Леонов сыграл эксцентричного старика Гоголева, решившего отдать на благотворительность своё многомилионное состояние, заработанное в США, и вернуться в Россию, чтобы его похоронили на родине.
Роли в кино
Дебютом Леонова в кино можно считать роль дворника в короткометражке о знаменитом советском клоуне Михаиле Румянцеве «Карандаш на льду» (1948).
Первая роль Евгения Леонова в кино («Карандаш на льду», 1948)
За ней последовал десяток незначительных работ, среди которых самой заметной стала роль Мишки Снегирева в картине «Дело Румянцева».
Кадр из фильма «Дело Румянцева»
Постепенно Евгений Павлович стал свыкаться с мыслью, что кино не для него, и с его внешними данными рассчитывать на заметные образы не приходится. Но роль дрессировщика в экс (1961) в корне изменила ситуацию – из малоизвестного актера второго плана 35-летний Леонов превратился в любимца всей страны.
Кадр из фильма «Полосатый рейс»
Сниматься с тиграми тет-а-тет Леонов, конечно, побаивался – у него уже были жена и маленький сын. Поэтому хищников ограждали стеклом. Но когда начали снимать сцену с купанием, стало ясно, что стекло сильно бликует, поэтому перегородку решили убрать, а актеру ничего говорить не стали. Так что испуг героя Леонова, когда он понимает, что к нему подкрался тигр, абсолютно искренний.
Евгений Леонов в фильме «Полосатый рейс»
Зрители были в восторге от забавного толстяка-буфетчика, выдававшего себя за бесстрашного укротителя тигров. Картина собрала рекордную сумму в прокате и стала кинематографическим событием года. Стало очевидно, что на небосклоне советского кинематографа взошла новая яркая звезда. Один за другим стали выходить фильмы, в которых Евгений Павлович представал в образах забавных чудаков, добродушных и трогательных. В «Джентльменах удачи» (1971) Георгий Данелия доверил ему сразу две роли – заведующего детским садом Трошкина и вора-рецидивиста по кличке Доцент.
В «Джентльменах удачи» леонов сыграл двух диаметрально противоположных героев
Актер блистательно справился с задумкой режиссера и на долгие годы стал одним из его самых любимых актеров. Штукатур Коля в «Афоне» (1975), фронтовик Иван Волохов в «Мимино» (1977), Иван Сергеевич Травкин в «Тридцать три» (1965), слесарь Харитонов в «Осеннем марафоне» (1979), сотрудник посольства в «Паспорте» (1990) и чатланин Уэф в антиутопии «Кин-дза-дза» (1986) – эти экранные образы Леонова запомнились зрителям не меньше, чем главные действующие лица.
Евгений Леонов и Георгий Данелия на съемках «Кин-дза-дзы»
Такой же популярностью и народной любовью пользовались и его персонажи в комедиях Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968) и «О бедном гусаре замолвите слово» (1980).
Кадр из фильма «Зигзаг удачи»
Не стал исключением и Марк Захаров, который использовал в своих постановках не только комедийный дар Леонова, но и его мощный драматический талант. Он пригласил его сыграть короля в музыкальной драме «Обыкновенное чудо» (1978) и бургомистра в антиутопии «Убить дракона» (1988). Ну и, конечно, все отлично помнят Евгения Павловича в роли великовозрастного ученика школы рабочей молодежи, отца Нелли Ледневой в комедии «Большая перемена» (1978).
Кадр из фильма «Большая перемена»
Были у Леонова и другие работы – острые, пронзительные, характерные. К таким можно отнести образы казака Якова Шибалка в исторической драме Владимира Фетина «Донские повести» (1964), иллюзиониста Пашки в трагикомедии Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» (1969), бывшего фронтовика Ивана Приходько в военной ленте «Белорусский вокзал» (1970), Андрея Григорьевича Сарафанова в психологической драме «Старший сын» (1975).
С Николаем Караченцовым в фильме «Старший сын»
Нельзя не упомянуть по фильм-притчу Данелия «Слёзы капали» (1982), интерпретацию старой сказки о проклятом зеркале. Разбившись, оно разлетелось на множество осколков, и каждый человек, в чей глаз угодит такой осколок, теряет все доброе, что было в его душе. Вот и герой Леонова, добрый муж и отец, инициативный и понимающий начальник и просто хороший человек, становится мелочным чинушей-буквоедом. Портрет на фоне: Евгений Леонов | Леонид Парфенов (1992) Леонов снимался в кино практически до последних дней своей жизни – после развала Союза он, как многие его коллеги-артисты, очень боялся остаться не удел. Евгений Павлович не всегда был доволен качеством предлагаемых ролей, но полностью отдавал себе отчет, что время уходит, здоровье подводит и выбирать не приходится. Его последними картинами стали «Американский дедушка» (1993) и «Сыскное бюро „Феликс“» (1993). Хотя они и вышли на экраны еще при жизни актера, он их ни разу не смотрел, понимая, что лучшие роли остались в далеком прошлом.
«Американский дедушка» – одна из последних работ Леонова
Нельзя не упомянуть еще одну грань таланта нашего героя – озвучивание мультфильмов. Самый известный персонаж, которому актер подарил свой голос – всеми любимый Винни-Пух, а всего Леонов озвучил три десятка советских анимационных фильмов. Евгений Леонов в киножурнале «Фитиль» Евгений Павлович также озвучивал многих персонажей сатирического киножурнала «Фитиль» и сам появлялся в его выпусках в образах управдома, клиента вытрезвителя, нерадивого маляра и участкового милиционера.
Леонов в кино: от «Полосатого рейса» до «Донской повести»
Евгений Леонов в роли Глеба Шулейкина в художественном фильме Владимира Фетина «Полосатый рейс» (1961)
Евгений Леонов в роли Доцента в художественном фильме Александра Серого «Джентльмены удачи» (1971)
Евгений Леонов в роли Якова Шибалки в художественном фильме Владимира Фетина «Донская повесть» (1964)
Евгений Леонов начал сниматься в кино с конца 1940-х годов. Первые его роли были в основном эпизодическими. Актер стал известным в 1961 году, когда на экраны вышла лента «Полосатый рейс»: в ней Леонов сыграл неуклюжего, но обаятельного буфетчика Глеба Шулейкина. Актер вспоминал:
Посадили меня в клетку, выпустили тигров. Тигры подошли, понюхали и пошли дальше палубу осматривать. Тигры не бросаются — комедия не получается. Режиссер кричит: «Дрессировщик, почему твои животные не бросаются на артиста?» «Они к нему принюхались», — говорит, а сам запихивает ко мне в клетку живого поросенка и шепчет: «Леонов, возьми вилку, поколи поросенка, а то тигры на него не реагируют». Я говорю: «Тебе надо, ты и коли, у меня другая профессия». Зато что творилось на палубе через минуту, когда тигры учуяли поросенка! Они его через прутья поцарапали, поросенок визжит, тигры от этого еще больше свирепеют. Я кричу, поросенка прижимаю. А поросенок от страха совсем обезумел, на меня стал кидаться. Тигры рычат, поросенок визжит, я кричу: «Дрессировщик, стреляй, не то всех сожрут вместе с палубой…»
Из книги Евгения Леонова «Письма сыну»
После этой картины Леонова стали все чаще приглашать на киносъемки. Один из самых известных образов актер создал в комедии «Джентльмены удачи». Он сыграл сразу две главные роли: уголовника-рецидивиста Доцента и добродушного заведующего детским садом.
Другую знаменитую кинороль актер исполнил в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Там он сыграл сумасбродного короля, дочь которого влюбилась в заколдованного юношу-медведя.
Евгений Леонов снимался не только в комедиях и сказках. Режиссеры давали ему и драматические образы: например, в картине «Донская повесть» по рассказам Михаила Шолохова он сыграл донского казака-красногвардейца Якова Шибалка. Шолохов говорил об этой роли, что Леонов воплотил на экране не просто вымышленного героя, а настоящего живого человека. Сам же актер в «Письмах сыну» утверждал: «Интересную драму я предпочту плохой комедии. Но хорошей комедии буду верен всю жизнь».
За фильм «Донская повесть» Леонов получил приз на 3-м Международном кинофестивале в Нью-Дели (Индия) в 1965 году и премию Всесоюзного кинофестиваля в Киеве в 1966-м. Двенадцать лет спустя ему присвоили звание народного артиста СССР. Всего за свою кинокарьеру Евгений Леонов сыграл больше 70 ролей.
Личная жизнь Евгения Леонова
Леонов всегда был добрым и отзывчивым человеком, непревзойденным шутником и рассказчиком. А вот в отношениях с женщинами он вел себя очень скованно, жутко стеснялся и комплексовал. До тридцати лет у него не было ни одного серьезного романа, но встретив свою будущую жену, актер сразу понял, что именно с этой женщиной хочет идти рука об руку всю жизнь. Со студенткой музыкально-педагогического училища Вандой Стойловой Евгений познакомился в 1957 году на гастролях театра Станиславского в Свердловске. После спектакля он с другом-актером вышел прогуляться по городу, им повстречались две симпатичные девушки. Приятель был посмелее и завел разговор с прекрасными незнакомками, пригласив их составить компанию двум одиноким юношам. Смущенный Леонов по обыкновению стоял в сторонке, боясь произнести хоть слово. Такая скромность произвела впечатление на одну из девушек – Ванду.
Евгений Леонов и его жена Ванда
На следующий день они уже вместе бродили по городу, взявшись за руки. Евгений читал стихи, рассказывал истории из артистической жизни – от его былой стеснительности не осталась и следа. Вернувшись в Москву, он каждый день звонил любимой и уговаривал ее приехать. Несмотря на протесты родителей, которые считали профессию актера несерьезной и были не в восторге от будущего зятя, Ванда все же настояла на своем и уехала в Москву. В ноябре того же года влюбленные поженились, а через два года на свет появился их сын Андрей (15.06.1959).
Евгений Леонов с сыном
Леонов души не чаял в жене и сыне – он работал, как каторжный, чтобы обеспечить им достойную жизнь. Благодаря его стараниям семья никогда ни в чем не нуждалась, жила в трехкомнатной квартире, имела дачу в Подмосковье и «Волгу-21». У Ванды всегда были лучшие наряды, французские духи и изысканные украшения, на которые супруг никогда не жалел денег. Она окончила ГИТИС и получила диплом театроведа, много лет проработала в литературном отделе театра «Ленком».
Семья Евгения Леонова
Андрей пошел по стопам отца и тоже стал актером – впервые на экране он появился в тринадцать лет в картине «Гонщики», где также участвовал Леонов-старший. Позже отец и сын играли вместе на сцене театра «Ленком» в спектакле по пьесе польского драматурга Веслава Мысливського «Вор». После смерти отца Андрей остался в «Ленкоме» и стал одним из ведущих артистов театра. В его творческой копилке больше пятидесяти театральных и кинематографических работ, самая известная из которых – Сергей Алексеевич Васнецов, глава семьи в популярном телевизионном сериале «Папины дочки».
Андрей Леонов сейчас
Внешне Андрей очень похож на своего знаменитого отца, чем воспользовались создатели биографического сериала о легендарной советской дрессировщице Маргарите Назаровой, игравшей в «Полосатом рейсе». Своего первого сына он назвал Евгением в честь знаменитого деда; внук Леонова окончил Стокгольмский театральный университет, живет в Швеции. Во втором браке с Анастасией Тарасовой у Леонова-младшего подрастают сын Михаил и дочь Анна.
Евгений (внук) и Андрей Леоновы
Семья и дети Евгения Леонова
Евгений Леонов все детство прожил в самой обычной коммуналке в Москве. Его отец работал инженером на заводе советской авиации, а мать была домохозяйкой. У актера также был старший брат, который во время войны тоже работал с отцом и Женей на авиационном заводе. В квартире у родителей Леонова было две комнаты, и в одной из них все время жил кто-то из родственников, приезжающих на отдых или по делам в столицу, поэтому Женя привык жить в большой семье.
Всю свою жизнь актер прожил с одной женщиной. Леонов был честным и порядочным человеком, хорошим семьянином, еще будучи не женатым он говорил, что на первом месте у него будут семья и дети. Евгения Леонова не стало в возрасте 67 лет.
Последние годы и смерть
После развала Советского Союза страна погрузилась в нищету и хаос, что не могло не отразиться и на людях искусства. Деньги на серьезные фильмы не выделялись, в моду вошли низкобюджетные криминальные сериалы, в которых Леонов не видел себе применения. Единственной отдушиной для актера оставался «Ленком», на сцене которого с неизменными аншлагами шла «Поминальная молитва» с его участием. Сценарий этого спектакля был написан Марком Захаровым и Григорием Гориным на основе произведений еврейского писателя Шолом-Алейхема. Роль молочника Тевье изначально предназначалась Леонову и стала для него серьезным душевным испытанием. Погружение в материал обернулось для Евгения Павловича сильнейшим эмоциональным стрессом, с которым его изношенное больное сердце справлялось с большим трудом.
Евгений Леонов в последние годы жизни
В 1988 на гастролях в Гамбурге у актера случился обширный инфаркт, который вызвал клиническую смерть. Сердце удалось запустить, но 28 дней Леонов пролежал в коме в немецкой клинике, после чего ему сделали сложнейшую операцию по аортокоронарному шунтированию. В то время в России не проводили операций такого уровня (первую сделали в 1996 году Борису Ельцину), поэтому актеру невероятно повезло, что сердечный приступ случился у него именно в Германии. Реабилитация прошла успешно, рядом находились жена и сын, и через четыре месяца Евгений Павлович вернулся на сцену.
Леонов с болью наблюдал за происходящими событиями: грабительская Павловская реформа и последовавшее за ней массовое обнищание народа, отсутствие достойной работы, постоянная задержка зарплаты. В то время новые хозяева жизни любили «заказывать» на свои банкеты известных артистов, и Леонову тоже приходилось в этом участвовать. Один раз он даже согласился быть Дедом Морозом на новогоднем празднике для богатых русских эмигрантов, который проходил в Майами. Несмотря на больное сердце, актер решился на сложный трансатлантический перелет и всю ночь развлекал пьяную публику. Эта поездка стала болезненным ударом по его самолюбию, после которого он долго не мог оправиться.
Евгений Леонов в рекламе телевизора (1993 год) На роль в комедии «Американский дедушка» Леонов согласился только ради гонорара – после выхода картины на экран он даже ни разу ее не посмотрел. В то время многие заслуженные и народные артисты снимались в подобного рода фильмах, и наш герой не стал исключением.
29 января 1994 года – обычный день, мало отличавшийся от предыдущих. Вечером должен был состояться спектакль «Поминальная молитва», и Леонов не спеша собирался в театр, настраиваясь на роль и прокручивая ее у себя в голове. Внезапно он сильно закашлялся и упал. Супруга тут же вызвала карету скорой помощи, но спасти актера на этот раз не удалось – у него оторвался тромб. Евгений Павлович умер практически мгновенно, и его внезапная смерть стала огромным потрясением для родных, коллег и миллионов почитателей его таланта. Спектакль был отменен, но никто из зрителей не обратился в кассу за возвратом денег. Наоборот, ошеломленные трагическим известием люди не расходилась до поздней ночи, а у входа в «Ленком» появились цветы и зажженные свечи.
Евгений Леонов. Прощание 1 февраля 1994 состоялось прощание с артистом – в центре Москвы в тот день на несколько часов было перекрыто автомобильное движение, а по Малой Дмитровке в сторону «Ленкома» шел нескончаемый поток людей. Гроб установили на фоне декораций спектакля «Поминальная молитва», в котором Леонов играл последние пять лет. На прощальной панихиде выступали коллеги-актеры, режиссеры и театральные деятели, а Александр Абдулов был подавлен, будто потерял родного отца. Со свои лучшим учеником пришел проститься и Андрей Гончаров, который в свое время много «попил крови» у Леонова и часто обижал актера, порой совершенно незаслуженно.
Могила Евгения Леонова
Отпевали актера в храме Успения пресвятой Богородицы в Путинках, который находится рядом с «Ленкомом». Похоронен Леонов на Новодевичьем кладбище, на стене его доме на Комсомольском проспекте висит мемориальная доска.
Театр
В 21-летнем возрасте Евгений Леонов окончил студию и со временем был принят в труппу Московского драматического театра им. К. С. Станиславского.
Изначально молодому актеру предлагали только второстепенные роли, вследствие чего ему платили гораздо меньше, чем ведущим артистам. По этой причине ему приходилось подрабатывать в кино, где он также играл эпизодических героев.
Леонову начали доверять главные роли в театре только тогда, когда он уже стал популярным киноактером.
В 1968 г. Евгений Павлович перешел работать в Московский театр им. В. Маяковского. Именно здесь он сыграл одну из наилучших ролей в своей творческой биографии – Ванюшина-отца в постановке «Дети Ванюшина».
Через несколько лет у Леонова возникли серьезные разногласия с руководителем театра Андреем Гончаровым. Мэтр долго закрывал глаза на то, что Евгений часто пропускал репетиции из-за съемок в кино, но не смог простить ему участие в рекламе рыбы.
В пылу гнева Гончаров собрал всех актеров театра и пустил по рукам шапку для сбора денег Леонову, раз уж тот так в них нуждался, что опустился до съемок в рекламном ролике. После этого случая Евгений Павлович перешел в «Ленком», который возглавлял Марк Захаров.
В 1988 г. в ходе гастролей в Гамбурге Леонов пережил клиническую смерть, вызванную обширным инфарктом. Ему было срочно сделано коронарное шунтирование. Мужчина находился в коме 28 дней и смог вернуться на сцену только спустя 4 месяца.
Память
В 2001 году Мосфильмовской улице был установлен памятник Леонову, где он запечатлен в образе заведующего детсадом Трошкина. В 2015 бронзовую скульптуру похитили с постамента и продали на металлолом. В том же году власти столицы восстановили памятник, и сейчас он красуется на том же месте.
Памятник Леонову на Мосфильмовской улице
В центре Тбилиси, возле станции метро «Авлабари» тоже установлен памятник актеру. Его автор – Зураб Церетели. Леонов изображен в компании Георгия Данелия и Фрунзика Мкртчяна. А в Ярославле есть памятник штукатуру Коле, экранному персонажу Евгения Павловича из комедии «Афоня».
Памятник по мотивам фильма «Афоня» в Ярославле
Путь к достижению мечты
Съемки так впечатлили талантливого парня, что он принимает решение посвятить свою жизнь актерскому ремеслу. Во время учебы параллельно участвует в съемках выпусков «Ералаша» — комедийного сериала, в котором дебютировали многие ныне знаменитые артисты.
Учась на курсе Щукинского театрального училища Андрей Леонов часто появляется в «Ленкоме» — театре, где служит его отец. Мальчик по крупицам впитывает мастерство Евгения Павловича, запоминая тонкости всевозможных актерских моделей.
Среди постановок парню особенно запоминаются «Легенда о Тиле» и «В списках не значился». Наслаждаясь этими спектаклями в «Ленкоме», Андрей мечтает служить в этом театре, как и его отец.
Киносъемки
До девяностых в кино артист почти не снимался. Он лишь принял участие в семейной саге Басова «Время и семья Конвей» в образе Алэна, одного из главных героев в молодости. В 1990 завершилась работа над фантастическим фильмом «Подземелье ведь» с эпизодической ролью пилота. С уходом отца из жизни сын стал одним из ведущих исполнителей «Ленкома».
В течение двух десятилетий Леонов-младший театральной сцены почти не покидал. В 1997 он стал заслуженным артистом России. Кинотворчество продолжилось с двухтысячных. Он сыграл следователя в сериале «Женская логика» с Алисой Фрейндлих. В 2005 в постановке «Есенин» Андрею Евгеньевичу досталась роль Александра Сахарова. А в 2007 он участвовал в молодежном проекте «Одна любовь на миллион» в образе Волобуева.
Тремя годами позже Леонов снялся в главной роли в комедии «Женить миллионера». Он участвовал в рекламе, был телеведущим передачи на одном из столичных каналов. Однако звездная роль пришла в 2007. Сергей Васнецов, многодетный отец-одиночка из сериала «Папины дочки» в один момент сделал артиста знаменитостью.
После множества престижных премий артист решил оставить рейтинговый проект. Причиной стали ведшиеся ускоренными темпами съемки. Такое решение не лучшим образом сказывалось на качестве теленовеллы. Однако исполнитель согласился не прерывать работу и снялся во всех сезонах проекта. Завершающим стал выход фильма «Папины дочки. Суперневесты».
Где похоронен
Рисунок 1. Захоронение
В день смерти Евгений Леонов должен был играть в спектакле «Поминальная молитва». Ни один билет сдан не был, люди, взяв свечи в ближайшем храме, стояли весь вечер у театра.
На похороны собралось большое количество людей. Прощание проходило в Ленкоме, к которому желающие проститься шли от самого Садового кольца в течение четырех часов. Похоронили актера на Новодевичьем кладбище.
Январь 1994 г. был скорбным для Ленкома. Один за другим уходили из жизни комендант театра Ю. Машков, старший билетер Нина Новикова, электрик театра и бывший «чернобылец-ликвидатор» А. Курносов. Последним в этом списке оказался Евгений Леонов.
12.11.2002 г. на доме, где проживал Леонов (3я Фрунзенская улица, дом №14), открыли мемориальную доску. На церемонии открытия были самые близкие Евгения Леонова и руководитель Московского театра им. Ленинского комсомола М. Захаров.