Пн-вс: 09:00—21:00 и до последнего клиента
whatsapp telegram vkontakte email

Виталий Соломин: биография, личная жизнь, жена, дети

image
image
image

Имя: Виталий Соломин Дата рождения: 12 декабря 1941 г. Где родился: город Чита (Забайкальский край) Рост: 182 сантиметра Дата смерти: 27 мая 2002 г. Профессия: актёр, театральный режиссёр Соломин Виталий Мефодьевич — один из лучших актёров советского кинематографа, сыгравший в кинокартине «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». «Сибириада», «Бег иноходца», «Крепкий орешек», «Даурия», «Пиковая дама» — другие фильмы с его участием. Все кинокартины, а также спектакли, в которых принимал участие Виталий Соломин, биография, личная жизнь актёра свидетельствуют о его большой любви к творчеству.

Место появления на свет актёра — город Чита (Забайкальский край). Дата рождения — 12 декабря 1941 года. Родившись в творческой семье, Виталий был артистичен с детства. С 1959 года Соломин — студент училища им. Щепкина, после сдачи вступительного экзамена московской выездной комиссии в городе, где родился. В годы студенчества и началась фильмография будущего великого актёра. Имея высокий рост и приятную внешность, он тайно снимался в кино, скрывая это от руководства учебного заведения. Так, в 1964 году он сыграл эпизод в кинофильме «Застава Ильича». Будучи максималистом по характеру, Соломин чуть не бросил учёбу, получив впервые о, поскольку привык быть отличником.

Детство и юность

Соломины Виталий и Юрий — родные братья не пошли по стопам родителей, работавших учителями музыки, а стали играть на сцене. После непродолжительного обучения в музыкальной школе Виталий забыл про фортепиано, поскольку не желал связывать с этим инструментом свою дальнейшую судьбу. В детстве чтение было основным занятием Виталия. Он перечитывал Конан Дойля. В итоге родители будущего актёра Мефодий Соломин и Зинаида Рябцева отступили и не препятствовали выбору сына, которого заинтересовал спорт. Он пробовал себя в гимнастике, волейболе и баскетболе, затем увлёкся боксом. Он любил бить по груше, но никогда в молодости не выступал на ринге, поскольку не позволил бы себе нанести удар человеку. Яркое детство и семья, в которой рос Виталий, не могли не сделать его творческим человеком. Он использовал свой шанс стать актёром, выпавший на его долю. Юность он провёл в Москве, где работал его старший брат Юрий.

image

Личная жизнь и семья актёра

Первая супруга Соломина Наталья Владимировна, с которой актёр был знаком с предпоследнего курса учёбы, была дочерью драматурга Рудного. Она обучалась в Щукинском училище. Знакомство будущих молодожёнов произошло в 1962 году во время спектакля. Признанная в Малом театре красавица из богемной семьи, актриса Рудная, покорила сердце гордого провинциала, который среди однокурсниц слыл слишком холодным и скрытным. Позднее он получит прозвище Каменный Цветок от Кончаловского. В любом случае прекрасной Наталье удалось растопить лёд в душе артиста Малого театра. Пара спустя 2 месяца сыграла свадьбу, но через некоторое время Виталий понял, что имел другое представление о семейной жизни. Его молодая жена Наталья Рудная много времени посвящала работе и веселью в шумных компаниях. Он как-то увидел её с мужчиной, который имел кавказскую национальность. Ревность заставила его подскочить и отбоксировать этого парня за приставания к его супруге. Виталий сумел приобрести корпоративную квартиру, но Наталья предпочла уйти от него к другому мужчине.

Во второй официальный брак в 1970 году Соломин вступил не сразу после развода, поскольку он решил, что никогда не женится. На пробах кинокартины «Городской романс» он случайно встретил Марию Леонидову, которая обучалась в текстильном институте. Соломин не прошёл кастинг, а Леонидова сыграла роль в кинофильме. Следующий брачный союз Виталия был удачным. Жена Мария Соломина была вынуждена отказаться от карьеры актрисы, послушав своего супруга, который поставил перед ней это условие. Счастливая семейная жизнь Марии Леонидовой дважды была омрачена слухами о связях её мужа с актрисами. Несмотря на то, что авторитет её мужа был беспрекословным в семье, он позволял себе флирт с другими женщинами. Узнав, что у супруга есть любовницы, Мария решила собрать вещи и уйти от него. Играя в театральной постановке «Дядя Ваня» в 1993 году, Светлана Аманова и Виталий Соломин, роман между которыми был непродолжительным, не скрывали отношений, поэтому слухи дошли в подробностях до жены актёра. Это заставило Марию поставить супруга перед выбором. Актёр и его женщины не раз заставляли ревновать жену Виталия. Её постигло другое разочарование в муже, которое она простила ему, но часто устраивала скандалы и чуть не запила. Виталий Соломин и Цыплакова остались коллегами, поскольку актёр не ушёл от супруги. Вместе они прожили 30 лет.

image

Роль нежного мужа и любящего отца

Первые серьезные чувства настигли Соломина, когда он был студентом 4 курса. Однажды будущие актеры ставили совместный спектакль с учащимися училища имени Щукина, среди которых была и дочь писателя Владимира Рудного. Наталья довольно быстро очаровала сурового сибиряка, а через некоторое время он предложил ей выйти за него замуж. Молодые люди были совсем разными, однако, красавица согласилась стать его женой.

image Наталья Рудная – первая жена Виталия Соломина

Вскоре карьера актера пошла в гору, что сказалось на его гонорарах. Через некоторое время супруги поселись в собственной квартире, но гармонии и идиллии в семье не было, так как они постоянно ссорились. Виталий часто ревновал жену, к тому же прошли слухи, что она ему изменяет. Когда они поняли, что так больше жить нельзя, подали на развод. Квартиру актер оставил бывшей жене, а сам поселился в общежитии. Чтобы пережить непростое время в своей личной жизни, Соломин погрузился в работу. Он даже думать не хотел о новых отношениях, дав себе зарок, что больше никогда не женится.

Однако, через некоторое время на очередных пробах любимец женщин познакомился с будущей женой, Марией Леонидовой. Девушка никакого отношения к актерскому миру не имела и училась в текстильном институте. Ассистент режиссёра, которая искала актрису на роль в фильме «Городской романс», случайно заметил Машу на улице. Она подошла к ней и предложила пройти пробы, в результате чего девушку утвердили на роль, а вот Виталий так и не сыграл в этой картине, так как выбрали другого актера. Влюбившись с первого взгляда, молодой человек стал красиво ухаживать за девушкой, покоряя ее своей щедростью и вниманием.

image Виталий Соломин со второй женой Марией Леонидовой и дочерьми

После свадьбы он сразу предупредил жену, что в их семье последнее слово будет за ним. Мария очень любила мужа, поэтому была согласна на все. В 1973 году супруги стали родителями: на свет появилась дочь Анастасия. Первое время они ютились в общежитии, но со временем получили новую квартиру. Актриса еще снялась вместе с мужем в нескольких картинах, а затем по его требованию закончила свою карьера, к тому же, в 1984 году у них родилась вторая дочь – Елизавета.

Успешный и обаятельный Соломин всегда притягивал к себе женщин, из-за чего ходили слухи о его изменах жене. Несмотря на статус семьянина, нежного мужа и любящего отца, в его личной жизни все же случались романы с женщинами, однако, их брак не распадался. Уже позднее Мария Антониновна признавалась: «Дважды приходилось прощать. Первый раз было очень тяжело, второй раз легче. Я оправдывала его».

По воспоминаниям младшей дочери, Виталий Мефодьевич относился к супруге с большой нежностью. Он помнил годовщину их свадьбы и всегда покупал ей в тот день огромный букет цветов. Часто актер брал с собой жену на гастроли, которые проходили в красивых старинных городах. Он не проявлял на публику своей любви, но окружающие люди всегда чувствовали его обожание к любимой Маше.

image с семьей…

Поклонники были очарованы героями Соломина, лелея в мечтах пообщаться со своим кумиром. Однако, коллеги и родные были не в восторге от его характера, причем, даже сам актер не скрывал своих недостатков. Если у него не было настроения, он мог накричать, правда, вскоре уже признавался в любви. Он был бескомпромиссен и непоколебим в спорах, из-за чего Андрон Кончаловский сравнил его с «каменным цветком». Возможно, эти черты характера Виталия Мефодьевича мешали ему наладить теплые отношения со своим старшим братом. Юрий Мефодьевич никогда не раскрывал журналистам, что стало камнем преткновения между ними, он всегда оберегал взаимоотношения с братом, которого любил.

Дети артиста

Старшая дочь великого актёра родилась в 1973 году, а младшая — в 1984 году. Сдержанность и серьёзный характер не мешали артисту быть жизнерадостным. Дети его сильно любили, а он часто устраивал праздники, которые случались в семье и по будним дням. Однажды весной он провёл новогоднее торжество, которое всем надолго запомнилось. Старшая дочь Анастасия Соломина не планировала начинать актёрскую деятельность, но поступила работать в коллектив Игоря Моисеева после школы при его ансамбле. Девушка любила делать причёски с укладками. Младшая дочь Елизавета Соломина стеснялась выступать на сцене. После рождения внуков Кирилла и Фёдора Виталий проводил с ними очень много времени. Для этого он купил дачу, где в специально оборудованном сарае учил Кирилла столярному мастерству. Они выращивали овощи на даче в теплице, которую своими руками соорудил Виталий.

Фильмография

Начало кинематографической карьеры Соломина связано со съёмками в кинокартине «Улица Ньютона, дом 1». В ней ему досталась эпизодическая роль филолога Боярцева. В 1966 году к актёру пришла известность после показа 7 марта мелодрамы «Женщины». Также в этом же году он сыграл в нескольких ролях в кинофильмах:

  • «Старшая сестра»;
  • «Крепкий орешек»;
  • «Бабье царство»;
  • «Происшествие, которого никто не заметил».

В кинофильме «Женщины» в 1966 году ему досталась роль юноши по имени Женя, связавшего свою жизнь с девушкой, которая одна воспитывала ребёнка, но его мать была против отношений молодых людей. После этой картины Соломин стал кумиром многих женщин. Кинолента о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне сделала Соломина знаменитым по всему Советскому Союзу в 1979 году. Виталий Соломин с Василием Ливановым, сыгравшие сыщиков, продолжили участвовать в съёмках киноленты, снятой по 12 рассказам знаменитого мастера детектива Артура Конан Дойля.

К 120-летнему юбилею выхода в свет его детективной повести «Этюд в багровых тонах» скульптором Андреем Орловым в Москве был создан Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону, в героях которого невозможно не различить черты знаменитых актёров. Известны и другие фильмы в главной роли с Виталием, например, «Зимняя вишня», в котором Соломин сыграл Вадима Дашкова. Персонаж очень понравился женской половине телезрителей. В кинокартине у него есть супруга, но он изменяет ей с другой женщиной. Персонаж отрицательный, но талантливый актёр сумел вложить в душу в образ любовника главной героини.

Детство и первые шаги в кино

Фильм «Городской романс» открыл Марии путь в большое кино и подарил судьбоносную встречу с будущим супругом Виталием Соломиным.

Роли в театре

Театральная биография Виталия началась с классического репертуара по произведениям великих русских писателей Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, А.Н. Островского. Это были роли Чацкого («Горе от ума» А. Грибоедова), Хлестакова («Ревизор» Н. Гоголя), Астрова («Дядя Ваня» А. Чехов), Протасова («Живой труп» Л. Толстого).

image

Режиссёрские работы

Деятельность на сцене в качестве режиссёра у Соломина стала получать поддержку зрителей с 1994 года. Первый спектакль «Живой труп» был показан на сцене филиала Малого театра. Среди следующих режиссёрских постановок успехом с 1979 года пользовались «Мой любимый клоун» по пьесе В. Ливанова, а также «Сирена и Виктория» по пьесе А. Галина, где участвовали только 3 актёра. Это были Лариса Удовиченко, Ирина Розанова и Виталий Соломин, гастролировавшие по России. С 1990 года Малым театром руководил Юрий Соломин, уговоривший Виталия уйти из Моссовета, который так и сделал, поставив в 1991 году спектакль «Дикарка» по пьесе Островского. Виталий в нём сыграл Ашметьева. Музыкальный спектакль «Свадьба Кречинского», поставленный им, имел большой успех. Режиссёрские работы Соломина на театральной сцене позволили известному актёру создать собственную киностудию. В то время он трудился над кинокартиной «Охота» на киностудии «Ленфильм» в качестве кинорежиссёра. Этот проект и другие сценарные работы Соломина были тепло приняты зрителем.

Телеспектакли и сценарии

Впервые артисту роль хулигана в телеспектакле «Случай в гостинице» досталась в 1967 году. С 1975 года он ежегодно участвовал в съёмках телевизионных спектаклей. Например, в 1975 году его назначили на роль Олега Московкина в многосейрийном телеспектакле «Мальчик со шпагой». Телеспектакли, в которых Соломин играл с 1976 по 1978 год, «Вишнёвый сад», «Горе от ума». Зрители полюбили его в роли Ипполита в спектакле «Не всё коту масленица». Молодого и озорного Чацкого Соломин сыграл под руководством Михаила Царёва.

Признание и награды актёра

Виталий Мефодьевич Соломин — заслуженный артист (1974), который в 1977 году был награждён Золотой медалью им. А.Д. Попова после отлично сыгранной роли в театре в спектакле «Любовь Яровая». Награды и звания за вклад в развитие театрального искусства:

  • Народного артиста РСФСР (1992 год);
  • награждён Премией правительства Москвы (1998 год);
  • получил Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (175-летие российского Малого театра) (1999 год);
  • награждён Национальной телевизионной премией «ТЭФИ» за лучшую мужскую роль (Лех Кшижановский в фильме «Пан или пропал») (2003).

Соломин Виталий Мефодьевич

Детство и образование

Соломин Виталий Мефодьевич – народный артист РСФСР, актёр, режиссёр – родился в тяжёлое военное время 12 декабря 1941 г. Его малой родиной стал город Чита в Забайкальском крае. Отец Мефодий Викторович Соломин (1905 – 1960) и мать Зинаида Ананьевна Рябцева (1910 – 1992) преподавали музыку и научили сына играть на фортепиано, с детства прививая ему интерес к творчеству. Помимо этого мальчик посещал спортивные секции, увлекался боксом. Вместе с ним в семье рос старший ребёнок Юрий Соломин (р. 1935), который с детства занимался самодеятельностью во Дворце пионеров. Пойдя по стопам брата, Виталий Мефодьевич в 1959 г. приехал в Москву и стал студентом Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина при Малом театре. Юрий к этому времени завершил образование в этом вузе. Виталий, а также его однокурсники Виктор Павлов, Михаил Кононов, Олег Даль и др. учились в классе актёра Николая Анненкова.

Театр

Уже на 2 курсе начинающий артист стал работать в Государственном академическом Малом театре. Здесь актёр представил зрителям много ярких образов. Он сыграл Хлестакова в «Ревизоре», Чацкого в пьесе «Горе от ума», Фиеско в постановке «Заговор Фиеско в Генуе» и множество других ролей. В 1977 г. актёру была вручена золотая медаль имени А. Д. Попова за воплощение образа Шванди в спектакле режиссёра Петра Фоменко «Любовь Яровая» по произведению Константина Тренёва.

В 1970-х Соломин выступил в роли театрального режиссёра, представив постановки «Мой любимый клоун» по повести Василия Ливанова и «Живой труп» по пьесе Льва Толстого. Он исполнил в них роли Сергея Синицына и Протасова соответственно. В 1986 г. артист стал выступать в Театре имени Моссовета. Здесь он перевоплотился в Сошнина в спектакле «Печальный детектив». Но уже в 1988 г. актёр возвратился в родной Малый театр, где проработал почти 40 лет со студенчества до смерти.

Кинокарьера

Свою первую эпизодическую роль артист исполнил в 20 лет в киноповести «Застава Ильича» режиссёра Марлена Хуциева. Его персонаж бросает бутылку в Москву-реку, произнося: «Она попадёт в Чёрное море, а дальше – океан». Но эта лента подверглась жёсткой цензуре, режиссёру пришлось переснимать ряд сцен. Лента вышла в прокат только в 1965 г. под названием «Мне двадцать лет». Первая версия под оригинальным названием «Застава Ильича» была впервые показана лишь в 1989 г.

В первый раз кинозрители увидели Соломина в мелодраме Теодора Вульфо́вича «Улица Ньютона, дом 1» (1963). В ней артист предстал в образе студента-филолога Боярцева. В 1965 г. вышел фильм Ричарда Викторова «Любимая», в котором актёр сыграл главную роль Володи Левадова. Но первую широкую известность он обрёл, благодаря мелодраме Павла Любимова «Женщины» (1966). В ней артист перевоплотился в Женю, влюблённого в Алевтину, у которой есть сын в деревне у матери.

Затем вышли киноленты «Старшая сестра» (1966), «Бабье царство» (1967), «Вот моя деревня» (1973), «Сибириада» (1978) и многие другие. Но бессмертную славу Виталий Соломин обрёл после выхода детектива «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (1979), снятого по мотивам произведений Артура Конан Дойля. На роль пробовались Леонид Куравлёв, Александр Калягин, Олег Басилашвили и пр., но лишь в Виталии Мефодьевиче режиссёр Игорь Масленников увидел истинного доктора Ватсона.

В этом образе он предстал в 5 фильмах (экранизации 12 произведений) о Шерлоке Холмсе (1979 – 1986). Некоторые их детали отличаются от оригинала. Так, съёмочная группа столкнулась с тем, что змеи не ползают по свободно висящей верёвке, как это описано у автора. В кадре показана змея, лишь выползающая из вентиляционного отверстия. Она не может слышать свист, поэтому Ройлотт, вызывая пресмыкающееся, постукивает по стене, вызывая вибрацию, – к ней чувствительны змеи.

«Собака Баскервилей» – одна из самых интересных частей в сериале о Холмсе. В ней добавлены элементы комедии. Так, образ сэра Генри, которого сыграл Никита Михалков, обретает комические черты, которых нет в произведении легендарного автора детективов. Дворецкий Бэрримор предстаёт в картине низкорослым, педантичным и со своеобразным юмором, в то время как в повести он высокий и мрачный. Нет в оригинальном произведении и эпизодов со знаменитой овсянкой.

В Великобритании – на родине этих героев – советские фильмы признаны лучшими из всех экранизаций повестей о великом сыщике. В 2006 г. Василий Ливанов – исполнитель роли Шерлока Холмса – получил Орден Британской империи за заслуги перед театром и исполнительским искусством. А в 2007 г. в Москве на Смоленской набережной рядом с посольством Великобритании была открыта скульптурная композиция, изображающая Ливанова и Соломина в образах Холмса и Ватсона.

Плодотворная работа с кинорежиссёром Игорем Масленниковым продолжилась при создании ленты «Зимняя вишня» (1985). В ней актёр стал исполнителем одной из центральных ролей. Он предстал в образе женатого Вадима Дашкова, который, как собака на сене, не покидает семью ради любящей его Ольги, но и не даёт ей устроить личное счастье с москвичом Гербертом, работающим в Швейцарии. Фильм имел успех у зрителей, поэтому в 1990 и 1995 гг. были сняты 2 и 3 части.

Виталий Соломин сыграл почти 60 киноролей: Фалька в «Летучей мыши» (1979), графа Бонифациуса Канчиану в оперетте «Сильва» (1981), Томского в драме «Пиковая дама» (1982) и других главных и второстепенных героев. В 2003 г. состоялась премьера комедийного детектива «Пан или пропал». Образ Лешека Кшижановского стал последним в фильмографии артиста и в 2004 г. принес ему национальную премию «ТЭФИ» в номинации «За лучшую мужскую роль» (посмертно).

Личная жизнь

В 1962 г. на студенческом спектакле артист познакомился с актрисой Натальей Рудной (р. 1942). Между ними возникли нежные чувства, и уже в следующем 1963 году влюблённые поженились. Молодожёны играли в труппе Малого театра. Сначала они жили у родителей жены в их московской квартире, позже приобрели кооперативную жилплощадь. Но семья не была счастливой. Соломин очень ревновал жену, и в 1968 г. они развелись по его инициативе. После этого актриса покинула Малый театр.

Расставшись с женой, Виталий Мефодьевич решил больше никогда не вступать в брак. Но вскоре в жизни молодого актёра появилась девушка, которая заставила его передумать. В 1969 г. он пробовался на роль главного героя Евгения в мелодраме Петра Тодоровского «Городской романс» (1970). Увы, эта работа досталась другому актёру. Зато во время кинопроб артист встретил свою будущую жену Марию Леонидову (р. 1949), позже взявшую фамилию супруга – Соломина.

Девушка училась в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. Однажды на улице хрупкая и миловидная Мария привлекла внимание помощницы режиссёра, которая пригласила её на кинопробы. Несмотря на отсутствие актёрского образования, она произвела впечатление на Петра Тодоровского, и её утвердили на главную роль студентки Маши. Позже артистка играла в Театре оперетты и на сцене Малого театра, в кинофильмах о Шерлоке Холмсе, «Сильва» и др.

Случайные кинопробы стали для девушки судьбоносными. Она не только неожиданно обрела новую профессию, но и встретила своего будущего супруга. В октябре 1970 г. они расписались. Но молодожёны ещё год жили раздельно: муж работал в Москве, а юная жена училась в Ленинграде. Вскоре Мария Соломина перевелась в Московский текстильный институт, окончив его по специальности «художник-модельер». Совместную жизнь супруги начали в общежитии.

В 1973 г. у них родилась дочь Анастасия, в 1984 г. – Елизавета. Виталий Мефодьевич был требовательным мужем с патриархальными взглядами. В их семье был домострой по обоюдному согласию. Муж – глава семьи и добытчик, жена – мать и хозяйка. Мужчина всегда дарил цветы по праздникам, но был ревнив и постоянно контролировал хорошенькую супругу. Лишь иногда он разрешал ей сниматься. В нескольких фильмах они работали совместно, чтобы Соломин мог следить за каждым шагом Марии.

Но хранить верность жене актёр не считал необходимым. В разные годы он имел долгие романы с актрисами Малого театра – Еленой Цыплаковой (р. 1958), которая на 17 лет младше его, и Светланой Амановой, которая моложе артиста на 20 лет. Но Мария Соломина любяще и терпеливо переносила и ревность, и измены прославленного мужа. В 1983 г. он даже был готов оставить семью ради своего нового увлечения. Но жена сообщила ему, что ждёт ребёнка. Рождение второй дочери спасло их брак.

Смерть и похороны

Соломин не раз говорил, что хотел бы повторить путь Мольера и Андрея Миронова – умереть на сцене как истинный актёр, преданный своему делу до конца. Его желание почти осуществилось. Артиста мучила гипертония. 24 апреля 2002 г. ему было нехорошо. Ощущая недомогание, Виталий Мефодьевич вышел на театральную сцену, чтобы исполнить заглавную роль в музыкальной постановке «Свадьба Кречинского», где ему предстояло петь и плясать. Этот мюзикл стал для актёра последним.

После первого акта у него случился инсульт. Артиста унесли со сцены и доставили в больницу. Он впал в кому. Целый месяц врачи сражались за его жизнь, но спасти её не удалось. 27 мая 2002 г. он скончался на 61-м году жизни. Знаменитый артист покоится в Москве на Ваганьковском кладбище. Смерть любимого мужа потрясла его жену, которая после этого долго находилась в депрессии, часто плакала и почти ничего не ела. Но время лечит даже самые глубокие раны.

Смерть и похороны актёра

После непродолжительного периода застоя, когда у знаменитого актёра не было ролей на сцене и в кино, в 50 лет он ощутил свою ненужность. Но это чувство длилось недолго. После съёмок в кинофильме «Зимняя вишня» он много работал актёром и вёл преподавательскую деятельность, обучая студентов ВГИКа. Любимое дело сильно затянуло Виталия, который не придавал большого значения головной боли, отдающей в виски. После своего 60-летнего юбилея Соломин играл главную роль в «Свадьбе Кречинского», ему приходилось петь и танцевать. На одном из показов спектакля 24 апреля 2002 года его почти парализовало из-за гипертонии, он не смог начать второй акт, Юрий Соломин объявил об этом зрителям. Возле него в антрактах дежурил врач, чтобы сделать актёру укол и снизить давление. Сыграв половину спектакля, он был вынужден покинуть сцену, поскольку его увезли на «скорой» в Институт Склифосовского с инсультом.

Семья артиста не теряла надежды на его выздоровление: после проведённой ему операции он периодически приходил в себя. Он боролся за жизнь чуть больше месяца, но не выжил. Дата смерти актёра — 27 мая 2002 года, причина смерти — геморрагический инсульт после операции по удалению гематомы из-за ишемического инсульта. В 12 часов ночи, когда умер Виталий Соломин, возле него в реанимации присутствовал целый штат специалистов по медицине, но уколы в сердце не помогли из-за отёка мозга. Похороны Виталия Соломина состоялись в конце весны 31 мая 2002 года, панихида по нему проходила в Малом театре, могила актёра находится на Ваганьковском кладбище в Москве.

image

«Зимняя вишня»: Во время съемок Соломин чуть не ушел от жены к любовнице

В 1985 году эта картина стала одним из лидеров проката, собрала несколько советских и международных призов. Возможно, фильм и получился таким реалистичным, что создатели делали картину про себя. О том, как создавался киношедевр, рассказываем сегодня.

О сценарии

Исследователь кино писатель Федор Раззаков рассказал нам об истории создания фильма. По его словам, сценарист «Зимней вишни» Владимир Валуцкий описал свою личную историю. Валуцкий давно женат на актрисе Алле Демидовой. Но однажды во время командировки в Ялту познакомился с молодой никому не известной актрисой, которая тоже была замужем. Их роман продолжался 14 лет! Ради возлюбленного актриса развелась с мужем. «На руках у нее остался маленький сын, которого она воспитывала. Молодая женщина все надеялась, что сценарист наконец уйдет от Аллы Демидовой и будет только ее», — рассказывает Раззаков. Их роман был полон страсти, страдания, скандалов.

Когда возле актрисы появился новый воздыхатель — ухажер-итальянец, предложивший ей руку и сердце, — Валуцкий опомнился и пообещал развестись с женой. Но… как только актриса дала от ворот поворот итальянцу, быстро передумал что-то менять. Зато написал сценарий, показал его возлюбленной и пообещал, что именно она сыграет главную героиню. И опять не сдержал слово. Имя этой актрисы — Надежда Репина. Мы позвонили Репиной с расспросами.

— В основе сюжета «Зимней вишни» наши отношения со сценаристом Валуцким, — подтвердила нам Репина. — Многое в нашей истории было так же, как показано в фильме. Даже мои подружки-соседки оказались героинями ленты. Но я сейчас не могу вам рассказывать детали моей личной драмы — я заключила контракт на ее публикацию. Единственное, о чем жалею, что мне не дали сыграть главную героиню, то есть себя!

Надежда Репина была невероятно обижена, что ее оставили без роли. После этого она окончательно и бесповоротно порвала с Валуцким, который остался в семье…

Однако у самого сценариста иная версия. Вот что рассказал «КП» Владимир Валуцкий:

— До сих пор появляются какие-то невероятные женщины, объявляющие себя прототипами главной героини. И чуть ли не сюжет они мне подсказали и диктовали. Это неправда. У меня в 1982 году был договор со сценарной студией, сроки поджимали, и я придумал данную историю на едином дыхании за две недели. Типичная картина жизни одинокой женщины с ребенком, влюбленной в женатого мужчину: любовь, предательство, одиночество… И повод мужчине задуматься, что надо изменить в жизни, чтобы не быть слабее женщины, чтобы не прятаться от проблем. В течение трех лет сценарий лежал на «Ленфильме». Такие мастера, как Илья Авербах и Сергей Микаэлян, пытались переделать текст, но он трудно поддавался коррекции, так как был единым целым. А Масленников «пробил» сценарий, не изменив ни одной запятой. Со стороны Госкино было одно главное препятствие — иностранец Герберт. И тогда в результате небольшой правки австриец, приехавший в СССР, превратился в советского гражданина, работающего за границей.

Как Андрейченко упустила роль

На главную мужскую роль сразу утвердили Сергея Шакурова. А на главную женскую роль Ольги перепробовали разных актрис, в том числе Елену Сафонову и Татьяну Догилеву. Утверждение получила роковая Наталья Андрейченко. По иронии судьбы в жизни Андрейченко есть переплетения с героиней, которую она должна была сыграть.

У Андрейченко был роман с одним женатым мужчиной. Но Наталья все же пламенно влюбилась в иностранца Шелла, который предложил ей руку и сердце и увез за границу (точно так же, как в жизни героини фильма). Казус же в том, что роман с Шеллом вскружил Андрейченко голову в начале съемок «Зимней вишни»! И из-за этого романа Андрейченко… забыла обо всем на свете, в том числе и о работе!

Детали тех событий нам рассказали в киногруппе. Сначала фотопробу Андрейченко утвердил худсовет, ее вызвали на кинопробы. Наталью встречали на Московском вокзале, но она не вышла на перрон. Проводница сказала, что она уехала с какими-то моряками. Обзвонили гостиницы, нашли моряков, артистку привезли на «Ленфильм». Начали гримировать на скамейке во дворе студии — Андрейчеко хохочет. Сняли дубль. Как только сказали «Стоп», она пошла за ворота на улицу. Ее ловят, снимают еще дубль. Художник по костюмам Нелли Лев, утонченная и непьющая женщина, не поняла, в чем дело, и участливо обратилась к Андрейченко: «Это нервное напряжение, сейчас полечим вас». И подала Наталье полстакана воды с парой капель нашатыря, но тут же резко отшатнулась…

Для Андрейченко и Шакурова сшили костюмы и, пока актриса была в Суздале на съемках американского фильма «Петр Великий» (режиссеры Марвин Чомски и Лоуренс Шиллер), приступили к съемкам сцен с Шакуровым. Но Андрейченко не вернулась в срок.

— Наталью мы ждали в Выборге неделю, — рассказывает режиссер Игорь Масленников. — Потом моя ассистентка Татьяна Бузян позвонила своей знакомой в ту киногруппу. Ей сказали: «И не ждите. У Андрейченко такой роман с Максимилианом Шеллом, что она к вам не приедет». Вот так пришлось в срочном порядке вызывать Елену Сафонову.

Когда главный оператор Юрий Векслер нацелил объектив на Сафонову, то приуныл и сказал, что трудно будет сделать качественный портрет. Первым делом он запретил Сафоновой курить, чтобы кожа лица выглядела лучше, а после стал улучшать портрет так, как умел только он. Режиссер и сценарист Аркадий Тигай, работавший на «Зимней вишне» вторым режиссером, рассказывает:

— Сначала мы с Юрой Векслером не были сторонниками Сафоновой. Он оператор, любил ярких сочных женщин. Для сравнения: его женой была Света Крючкова. А Леночка — совсем другой человек. Но когда Юра начал снимать, ему понравилось поведение актрисы в кадре, у него стала получаться картинка, и он полюбил Лену как модель для работы. У нее очень интересное лицо, и, как я понял потом, она прищуривалась, чтобы лучше видеть. Прищур придавал ее лицу некую значительность, ироничность. Будто она знает то, чего мы пока не знаем. Этим она совершенно попала в образ. Кстати, сейчас ее взгляд в кадре изменился.

По отзывам группы, Сафонова пришла на площадку этаким гадким утенком: усталая, серолицая, курила все время. Но в процессе работы буквально расцвела!

Пришлось изменять под нее и сценарий. Сначала между главными героями должны были бушевать «нездешние страсти» со скандалами, ссорами, выяснениями отношений, и характерная Андрейченко идеально подходила на такую роль.

Но лиричная, трепетная Сафонова внесла в характер героини новые краски. Ее Ольга не закатывает истерик, не ставит условий любовнику, а молча страдает и терпит, все ему прощая. В результате зрители еще больше полюбили страдающую героиню.

Шакуров сыграл с Сафоновой сцену на рыбалке (на пирсе), но потом резко выступил против Елены с туманной мотивировкой: «Не чувствую ее рефлексии». Масленников и Векслер не захотели менять Сафонову и удерживать Шакурова не стали.

Режиссер вспомнил про Виталия Соломина, блистательно сыгравшего Ватсона в его «Приключениях Шерлока Холмса…». По выражению режиссера, как и положено доктору, актер прекрасно выполнил функцию «неотложки».

О съемках

Натурные съемки проходили под Выборгом среди живописных хвойных лесов, где любили отдыхать и российские императоры, и партийные деятели. Дом, в котором уединились главные персонажи фильма Ольга и Вадим, принадлежал Мин­обороны (разжигал костер и жарил рыбу солдат-срочник) и находился в погранзоне; до финской границы примерно 25 км. Сейчас в этих местах выстроили нефтяной терминал «Лукойла». Павильонные съемки были на студии и в толстовском доме на Фонтанке, где снимали квартиру Вали.

О музыке

Кинематографисты говорят, что успех фильма зависит от сценария, режиссуры и музыки. Журнал «Советский экран» признал музыку Владимира Дашкевича в «Зимней вишне» лучшей в 1986 году. Эта награда равносильна «Нике». На вопрос, предвидел ли он такой успех своей мелодии, которая из фильма шагнула в жизнь и сегодня звучит и по радио, и из мобильных телефонов, Владимир Сергеевич ответил:

— Хороший композитор не задается целью написать шлягер. Он старается музыкой эмоционально захватить людей. Игорь Масленников исключительно тонко работает с музыкой. Он даже не запирал меня в номере, как на картине «Сентиментальный роман», но я и сам понимал, что производственные сроки висят надо мною как дамоклов меч.

Фото ФОТОБАНК.

КСТАТИ

Соломин и Сафонова повторили судьбу героев

По признанию вдовы Соломина, во время съемок «Зимней вишни» Виталий Мефодьевич переживал то же, что и его герой.

«Вдова Соломина рассказывала мне, что ее муж влюбился в одну актрису, имени которой она не назвала, — поведал «КП» исследователь Федор Раззаков. — Актер метался между съемками, женой и любовницей, страдал. Был близок к тому, чтобы уйти от жены, но… по окончании съемок в «Зимней вишне» принял решение ничего не менять в своей жизни. Жена все знала и все ему простила. Актеры — странные люди, порой они проживают судьбу своего героя и в реальной жизни, помогая себе раскрыть образ. Довольно символично, что и в реальной жизни Соломина была эта «зимняя вишня».

Но и Сафонова — правда, уже позже — просто под копирку повторила судьбу своей героини. Была матерью-одиночкой, как и ее героиня Ольга, любила женатого.

А в итоге вышла замуж за иностранца и улетела с ним за границу (так же, как и героиня «Зимней вишни»).

И так же, как у Ольги, семейная жизнь Сафоновой с иностранцем не оказалась счастливой. Устав от ревности мужа, Елена с ним развелась и вернулась в Россию. Но, увы, сына, рожденного в браке от француза, французский суд оставил с отцом, разрешив русской матери лишь навещать ребенка. И это стало большой личной драмой для актрисы.

ПОДРУЖКИ

Роль Ларисы вернула актрису Нину Русланову в актерскую профессию. До «Зимней вишни» Русланова переживала не лучшие времена — ушла из Театра Вахтангова, сидела без работы и подумывала сменить профессию. А после выхода фильма ее вновь заметили и стали звать в новые проекты.

Актриса Лариса Удовиченко признается, что в чем-то похожа на свою героиню с неустроенной личной судьбой и разочарованием в мужчинах. Удовиченко после развода с мужем больше не хочет замуж (хотя предложения поступают), да и мнения о мужчинах не самого высокого.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

* Из фильма вырезали кадры с обнаженной Сафоновой. Режиссер вставил их в продолжение «Зимней вишни» — когда Вадим вспоминает Ольгу во сне. Но при показе фильма на телевидении эти кадры опять убрали.

* От Шакурова в фильме остались ноги на пирсе. Когда Ольга, сидя возле ведра с живой рыбой, поднимается навстречу Вадиму, то падает в объятия Шакурова, а целуется уже на крупном плане с Соломиным. Получилось, что у главного героя — Соломина — ноги Шакурова!

* Во второй части «Зимней вишни» жену главного героя сыграла Ирина Мирошниченко. А в первом фильме мы слышим только голос «жены Вадима» в телефонной трубке. На самом деле этот голос и весь неподражаемый монолог — это Светлана Крючкова, которая, по словам звукорежиссера Аси Зверевой, может озвучить любой персонаж и спеть за кого угодно.

— Везде, где нужно кого-то заменить или озвучить, Света бесподобна, — говорит Ася Кирилловна. — На озвучание последнего эпизода, где Ольга встречается с подругами и они везут детей в детсад, никто из актрис не приехал. Фильм уже надо сдавать, а у меня финал не записан! Света говорит мне: «Да чего волнуешься? Я всех тебе озвучу». И озвучила, и спела за всех: «А ты такой холодный, как айсберг в океане…»! И попробуйте отличить голоса! Девочки, наверное, до сих пор не догадались, что это не они говорят в финале.

Режиссер Игорь Масленников: «Мы снимали «кино переживаний»

— Сценарий Валуцкого меня заинтересовал — жизненный, правдоподобный. Тема одиноких женщин и матерей-одиночек была распространена в кино — вспомните хотя бы «Одиноким предоставляется общежитие». Но у Володи Валуцкого был написан очень интересный женский характер, — рассказал «КП» Масленников. — И когда Володя спросил, надо ли что-нибудь менять, я ответил: «Ничего». Я отношусь к той режиссуре, которую называют «кино переживаний». И делаем мы фильмы для того, чтобы люди переживали. Чтобы их души чему-то учились, развивались духовно и нравственно. Учу этому и своих студентов, потому что развлекуха, которая поперла ныне из всех щелей, губит нравственность. И ничего удивительного, что одна из наград фильму была с формулировкой «За исследование нравственных проблем».

Фото Виталия Соломина

Зрителям запомнились многие фото артиста из кинофильмов и телеспектаклей. Например, эффектный Виталий Соломин Чацкий. Много фото актёра в роли доктора Ватсона. В 2002 году была сыграна роль в последнем фильме «Пан или пропал». Последние фото, на которых Виталий Соломин — Лех Кшижановский. Википедия Виталия Соломина, содержащая полный перечень актёрских и режиссёрских работ, представляет собой достоверный источник данных об известном актёре с его фото. Из неё можно узнать, сколько лет прожил актёр, в каких фильмах снимался Виталий Соломин, отчего умер и где похоронен. За годы жизни он сыграл 25 ролей в театре. С 1967 по 1978 год было поставлено 5 телеспектаклей с его участием. Вспомнить любимых персонажей великого актёра можно по фото в старости и молодом возрасте.

Жена Виталия Соломина – Мария Леонидова

Жена Виталия Соломина Мария Леонидова стала второй женой для советского актера. Их знакомство тоже состоялось благодаря актерской деятельности. Дело в том, что Соломина пригласили на очередные пробы в кино. Там он встретил девушку-студентку текстильного института, с которой завязался разговор. В итоге, Соломин не попал в актерский состав, зато обрел свое счастье. Они поженились в начале семидесятых годов, у них в браке родились две дочери. Супруга до последнего момента оставалась рядом с мужем, боролась за его жизнь, старалась облегчить его страдания. Сейчас она помнит своего мужа, постоянно смотрит фильмы и хранит фото с их совместной жизни.

Ссылка на основную публикацию
Похожее